26.07.2013

Брендинг Мурманска. Куда мы движемся?

Очень сложно создать продукт, пользуясь фокус-группами. 
Часто люди не знают, чего хотят, пока им это не покажешь. 
(с) Стив Джобс. 

На этой неделе одной из самых обсуждаемых новостей в региональном интернете стала презентация с концепциями брендинга Мурманска, подготовленная московской компанией ООО "ЭЙ-ТУ-ЗЕТ-РИСЕРЧ".

Общественность, как это обычно бывает, сильно взволновала стоимость конкурса в 1 млн. рублей. По традиции вспомнили нищих пенсионеров, плохие дороги и фиг знает что еще, но кухарки общественность ведь у нас знает, как управлять государством, вот и выдаются советы как в "стране советов" - на уличных и интернет-лавочках.

Зная, как проходят все эти конкурсы, мне больше всего был интересен момент конкурсной заявки с желательным присутствием 8 к.э.н. для проведения данных работ. Хотя, сугобо мое личное мнение, вполне достаточно хороших исследователей, аналитиков и маркетологов. В общем, людей с головой и не обязательно с научной степенью.

Изучив презентацию в 60 с лишним слайдов (взял ее у блоггера), остались вопросы и пожелания.

Презентация интересная. Видно, что проделан немалый объем работы, как с точки зрения кабинетных исследований, так и с точки зрения анализа и построения бренда. Но, все же в отношении исследования разных целевых аудиторий был бы желателен больший объем проводимых работ, что безусловно способствовало бы более объективной оценке текущей ситуации.

То, что мы видим, - это лишь выжимка-презентация, и было бы интересно посмотреть на весь отчет. Интересные выводы, но неоднозначные для жителей региона. Тем более, что часть из них сделана на базе данных Росстата, которые зачастую характеризуют картину как крайне усредненную. Но в целом - работа по созданию бренда Мурманска крайне необходима, чтобы, как минимум, привлечь инвестиции и туристов в наш город. А для этого нужно, для начала, объективно и со стороны посмотреть на преимущества и недостатки нашего города. Сделать упор на сильные стороны и нивелировать недостатки.

Можно придираться к формулировкам, есть вопросы по результатам исследования в плане тематик, которые часто упоминаются в СМИ и источников получения информации из интернет-ресурсов (моя компания занимается ежедневным мониторингом СМИ, а также измерением аудиторий СМИ). Но опять же, делать однозначные выводы по презентации несколько неправильно.

Продвижение города без подобной работы - это как реклама чего-либо в том СМИ, которые вы любите, но совершенно не используют ваши потенциальные клиенты, т.е. бессмысленная трата денег. Давайте вспомним Скандинавские города, в которые мы так любим ездить. Практически везде мы видим четкую концепцию для туристов. И мы должны двигаться в этом направлении одновременно с развитием всех других сфер. Главное, чтобы презентация и отчет не остались просто популисткой оберткой для щеголяния на выставочных мероприятиях.

Что касается образов и ассоциаций, то и здесь упомянуто, наверное, практически все, что можно вспомнить. И мне понравилось, что исполнители обращают внимание на то что нашим символам-образам не хватает динамичности. У нас прекрасные возможности для туризма (точно не хуже по ресурсам, чем у соседей скандинавов), но инфраструктура и продвижение хромают :(

Давайте вспомним Амстердам, Рим, Лас-Вегас, Прагу - со всеми этими городами есть четкие ассоциации, и у нас должны быть выбраны такие же привлекательные образы. И для этого дан анализ, на основе, которого сделаны гипотезы, из которых надо выбрать и дальше уже выстраивать бренд и программу продвижения.

Я бы выбрал более смелую концепцию в презентации она на мой взгляд не совсем верно сформулирована, как "На краю" (света) или бы использовал словосочетания "В дикой природе" или в "диких условиях" хотя наши политики не очень это любят. Смелая концепция заставит о себе говорить даже без традиционных СМИ.

P.S.: будет интересно посмотреть, а будут ли использованы плоды данной работы на презентационных мероприятиях, которые приурочены к 100-летию города Мурманска и  пройдут в 4 квартале текущего года в городе Хельсинки (конкурс на данные работы объявлен на этой неделе на портале госзакупок). Почему Хельсинки, а не скажем Оулу или Рованиеми?



UPD: в итоге получилось следующее...











... а это альтернативный взгляд от жителей Мурманска



Понравился пост, нажми like или +1. Мне нравится такая форма одобрения :)

2 Комментарий:

Unknown комментирует...

Исходя из исследования, получается, что инвесторы не любят рисковать? Или почему тогда "Жизнь на краю" показалась такой не привлекательной для инвесторов и особенно рынков? Ориентир на "Море и Север" показывает узколобость, как мне кажется.
Дмитрий, как вам вообще кажется, можно ли сегодня реально продвинуть "Русский Север", зная, какой этот Север у наших соседей?

Unknown комментирует...

По туристическому потенциалу Мурманская область ничуть не хуже наших скандинавских соседей. Но пока не будет хороших дорог, инфраструктуры и пока наши чиновники все портят своим подходом "лишь бы сделать для галочки и освоить бюджет" туристического счастья у нас не будет :(

Отправить комментарий

Кнопки

Яндекс цитирования Rambler's Top100