09.02.2009

Кризис. Реклама. СМИ: начало 2009-го

Закончился январь, февраль подходит к середине и можно проанализировать, что же произошло за первые месяцы 2009 года в период ожидаемого ужесточения кризиса.

Живем, работаем, больше стали уделять внимания продажам (по последнему пункту вынуждено т.к. клиенты теперь сами не идут устоявшимся потоком и приходиться осуществлять рекламно-ковровую бомбежку потенциальных клиентов, заодно выясняя их трудности, потребности и планы).

Персонал?
По причине кризиса не уволил ни одного сотрудника. Наоборот, с удовольствием возьму молодого амбициозного студента с маркетинговой специализацией, который хочет себя попробовать в рекламном бизнесе. Основные требования: понимать, что такое маркетинг и не гнушаться продаж. Всему чему можем научим, все, что знаем подскажем. Результат конечно важен, но не меньший, а может быть и больший вес будет иметь инициативность и стремление к достижению результата. Работа для галочки – это не для нас. После подтверждения своих амбиций, доказанных делом, будут предложены другие обязанности, которые некоторые сотрудники могут охарактеризовать, как более интересные и креативные. Мои контакты здесь.
В период кризиса (да и вообще трудностей) оголяются негативные черты сотрудников, а это повод для взвешенного анализа и возможности ротации кадров. В хорошие времена мы живем с белыми пушистыми мечтами об интересной работе без монотонной ежедневной рутины в рекламном бизнесе, привыкаем к ежедневной спокойной текучке наших рабочих процессов. Да, бывают негативные моменты, клиенты подводят или делают, что-то не всегда вовремя, но это ожидаемо и ты можешь на это повлиять. В период же кризиса зачастую тебе приходится делать несвойственную, а главное не желаемую тобой работу, а воздушные замки про увлекательность работы в сфере рекламы, навеянные книжками и фильмами, хочется разрушить сразу. Работа в рекламе - это…(хотя, наверное, об этом напишу, как-нибудь отдельный пост в рубрику Практика маркетинга)…а сейчас обозначу, как ежедневная рутина с решением задач и проблем ваших клиентов.

Теперь про СМИ.
2009 год для Мурманска будет годом печатных СМИ, по аналогии с 2008 годом – год Радио.
2008 год был годом постоянных, глобальных изменений на радио рынке Мурманска: смены владельцев, форматов, мутные дела с лицензиями и пиратским вещанием, закрытие одних радиостанций и открытие новых, трагедии и уходы ключевых менеджеров, заметное изменение рейтинга аудиторий радио Мурманска. Я считаю, что в 2009 году, что-то подобное будет происходить (а вернее уже начало происходить) на рынке газет.

Все достаточно хорошо у интернет СМИ. В условиях кризиса продвижение в Интернет является наименее затратным, а эффективность рекламных кампаний более явная. Интернет реклама до сих пор слабо оценена и перспективы этого рынка еще очень большие так что рост рынка будет происходить и во время кризиса и после него т.к. в Сети пока-что представлены в основном крупные транснациональные и национальные бренды, регионы же в нем присутствуют до сих пор очень избирательно, но об этом так же в рубрике Практика маркетинга и готовящейся теме «Эффективное продвижение в Интернете: минимум затрат – максимум возможностей».

Неплохо пока обстоят дела и у лидеров СМИ (по крайней мере в Мурманске) т.е. сокращение рекламных бюджетов и временный уход некоторых клиентов из них конечно же произошли, но на данный момент последствия не критичны и планы по доходам 2008 года вполне реалистичны. А вот у радио полная жопа скорее всего. Как сказал один мой радио знакомый, что если бы не выборы мэра Мурманска, то им было сейчас очень очень плохо, а так всем перепал кусочек предвыборного финансового пирога.

На нашем монополитическом рынке наружки тоже не все гладко. Пустые поверхности видны невооруженным взглядом, хотя буквально пол года назад на некоторые из них была большая очередь по предоплате. В этом случае, как и в случае с рекламными агентствами, приходится ждать марта месяца, когда будут утверждены бюджеты, в том числе и рекламные на 2009 год, а до этого затягивать финансовые пояса (в случае по агентству: гибкость в зарплате, в том числе и частичное сокращение, отказ от некоторых не столь жизненно важных услуг сторонних поставщиков), активизация продаж в целью компенсировать уход федералов региональными бюджетами (вы представляете даже МРБ сейчас продает!).

Печатные СМИ.
Про лидеров я написал выше. :-) Но…
Выставлена на аукцион практически единственная типография с нормальными для газет производственными возможностями – «Север». Кто будет покупателем определиться, скорее всего, через пару месяцев, но претенденты, о которых слышал я, кажутся или маловероятными или вызывают опасение. Наиболее приемлемым вариантом, считаю участи в конкурсе капитала господина Руднова (Балтийская Медиа Группа), слухи о заинтересованности, которого я слышал и которые ни разу не были опровергнуты представителями БМГ.

Так же, как помним в конце 2008 начале 2009 года Мурманское Агентство по Распространению Печатных Изданий (МАРПИ) оптимизируя свои налоговые риски, беспредельно увеличило свои торговые наценки, попутно обвалив розничные тиражи. Довольных таким положением дел я не встречал и не слышал. Эти действия подтолкнули к развитию альтернативных каналов продажи газет, консолидированию некоторых участников, написанию в ФАС претензий на действия МАРПИ и вполне конкретных действий по дискредитации МАРПИ, которые так же скорее всего являются ответными действиями некоторых СМИ на одностороннее повышение цены и не желание идти на уступки и переговоры (я имею ввиду недавнюю историю с проверкой обл.прокуратуры части бизнеса МАРПИ касаемую торговли эротической литературой и сигаретами). Чисто из злорадных побуждений в такие моменты хочется потереть от удовольствия руки и сказать толи еще будет.

А еще ни на одном из бизнес-форумов, где обсуждалась ситуация вокруг МАРПИ, я не видел следующей версии таких действий МАРПИ…

Немного истории. До вступления с 2009 года новых правил применения ЕНВД у МАРПИ было два варианта налоговой оптимизации или компенсации своих фин.потерь:
1. Переход на обычную систему налогообложения и компенсация налоговых потерь за счет взвинчивания торговых наценок, т.е. за счет конечного потребителя. Именно по этому пути они и пошли.
2. Дробление на несколько компаний. Данный способ успешно опробован, как в Мурманске так и на территории РФ и всего мира, но МАРПИ он не устроил, без приведения, какой-либо серьезной аргументации на этот счет. А теперь давайте подумаем, в каких случаях не выгодно не выгодно дробить компанию? ИМХО, когда ты ее готовишь к продаже. Они тянули с принятием 1-го или второго варианта налоговой оптимизации до конца и когда кризис уже уверенной поступью шагал и по Мурманску, вариант продажи, возможно, начал утрачивать хоть какую-то перспективность и пришлось действовать по единственному оставшемуся варианту №1.

На сегодня все и так много букв и не все осилят столько текста. А что происходит у вас в компаниях, городах, регионах?

____________________________
Подписаться на обновления блога очень просто: на e-mail тык сюда, RSS тык сюда.

5 Комментарий:

Анонимный комментирует...

Ссылка на материал КП не работает!

Житель Крайнего Севера комментирует...

Спасибо за инфу. Ссылку исправил. И на всякий случай продублирую здесь: http://murmansk.kp.ru/daily/24240.5/440242/

Анонимный комментирует...

:-))) Да там уже давно пора многих уволить. Е.И. их жалко было. Всех надо вздрючить и мордой лица к Методиксу приложить. А не к Контакту.ру
Возьми еще одного. Особенно студента. Они из него быстро фарш сделают.

Анонимный комментирует...

У вас компов то в рекламном отделе на всех хватает, чтобы они в Методиксе работали, а не воровали клиентов друг у друга? Я знаю, что нет.
Возьми трех студентов! Может быть кто-то все-таки не выдержит и сам сбежит. И не надо будет увольнять.

Житель Крайнего Севера комментирует...

Начну с того, что на данный момент никого сокращать не собираюсь (по крайней мере не хочу по собственной воле, но всегда последнее слово за Москвой). Ротация кадров возможна, но это обычная практика и вне кризисных периодов.

Насчет компов в рекламном отделе, острой потребности не вижу (разве, что ноутбук для мобильности прикупить), но стремиться всегда есть к чему.

Не особо понял, кого надо вздрючить, наверное имели в виду рекламный отдел....
В том случае так же особых косяков не вижу, работой рекламных отделов в целом доволен, хотя, как и писал выше нет предела совершенству. :) В общем задачи ставятся, задачи выполняются.

P.S.: насчет студентов и трудоустройства...если есть желающие начать свою трудовую деятельность в успешных компаниях, попробовать себя в продажах, то стучите в мои контакты в разделе блога "Обратная связь" или в комментарии и я постараюсь вам помочь с трудоустройством и это не обязательно будет КП. ;)

Отправить комментарий

Кнопки

Яндекс цитирования Rambler's Top100